О Репине

Репин и Толстой

Цитаты Репина | Репин-преподаватель | Репин в Абрамцево | Репин и Гоголь | Трудолюбие или талант? | Репин и Шаляпин

Дружба Репина и Толстого началась в Москве в 1880 году и продлилась 30 лет, вплоть до смерти писателя. Уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно, иногда и по два раза в год), использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме, или в Ясной Поляне.

Л.Н.Толстой и И.Е.Репин в Ясной поляне, 1907

 

Познакомил их Стасов, который в 1880 году писал Толстому, обрадованный его отзывом о Репине: «Что вам Репин симпатичен - это меня бог знает как радует... У Репина такая же цельная, неподмесная, неразвлекающаяся ни на что постороннее натура, как и у вас. А это не всякий день увидишь... А еще, Репин всех умнее и образованнее всех наших художников». Возможно, именно это и объединило два величайших таланта современности. Но многое и разделяло их – например, взгляды на искусство.

«...Репин в своих воспоминаниях пишет, что в присутствии Льва Николаевича он, «как загипнотизированный», мог «только подчиняться его воле» и что всякое положение, высказываемое Львом Николаевичем, казалось ему в ту минуту бесспорным, — среди близких Толстому людей не было другого человека, который так страстно и упорно боролся бы с толстовским аскетизмом, толстовским непротивлением злу, толстовским утилитарным подходом к искусству», - вспоминал в своей книге о Репине писатель К. Чуковский.

Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей... - писал Репин Стасову. - И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену - глупой она мне показалась; я буду искать другую у запорожцев; надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый, истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего; и знаете ли, ведь он прав! Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Да, много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел».

Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Каждая новая встреча двух великих людей радовала их обоих, усиливала их обоюдную привязанность.

Лев Толстой позирует И.Е.Репину

 

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом - и акварелью, и пером, и карандашом; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича.

В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу».

Русский художник Илья Ефимович Репин в своей мастерской в Пенатах читает газету с извещением о смерти Л.Н.Толстого. Фото - К. Булла. 1910 год. Куоккала, Финляндия

 

Репин о Толстом

«Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

«Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны... Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Широкий рот очерчивался смело, энергично, углы тонко извивались, прячась под львиными усами... Очертание всего рта было классически прекрасно. Выдающийся подбородок... Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. «Не молчать перед правдой царицею». Выражение победы духа над страстями».

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа - все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами... все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».

Уникальные воспоминания Репина о Толстом сохранились в его книге «Далекое близкое», в отдельной главе «Из моих общений с Л. Н. Толстым». В ней он избежал критики взглядов Толстого, особенно в отношении искусства, и любых других противоречий в их отношениях, лишь любовно и красочно описав несколько своих встреч с писателем - в частности, эпизод, после которого была написала картина «Л. Н. Толстой на пашне».

Толстой о Репине

«Мастерство такое, что не видать мастерства!» — похвалил одну из репинских картин Лев Толстой. По душе ему была и беспримерная скромность художника и он говорил ему с сочувственным смехом: «А вы все такой же малодаровитый труженик? Ха-ха! Художник без таланта? Ха! А мне это нравится, если вы действительно так думаете о себе».

«У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его». В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его». 

Портреты, рисунки, наброски

И. Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887

 

И. Репин. Портрет писателя Льва Толстого. 1887

И. Репин. Портрет писателя Льва Толстого. 1887

 

И. Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891

И. Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891

 

И. Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901

И. Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901

 

И. Репин. Л. Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891

И. Репин. Л. Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891

 

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

 

И. Репин. Лев Николаевич Толстой за чтением. 1891

И. Репин. Лев Николаевич Толстой за чтением. 1891

 

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле. 1909

Репин И. Е. Лев Толстой в розовом кресле, 1909

 

И. Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891

 

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908

 

 

 Скульптуры

И. Е. Репин. Бюст Толстого Л.Н. Гипс, 1891 г.

 

«Репин в «Пенатах» с раскрашенным бюстом Толстого Л.Н. 1907-1908 гг., Санкт-Петербург. НА НИМ РАХ

«Репин в «Пенатах» с раскрашенным бюстом Толстого Л.Н. 1907-1908 гг., Санкт-Петербург. НА НИМ РАХ

 

 И.Е. Репин. Л.Н. Толстой. Бронза, 1891, Москва, ГТК
 И.Е. Репин. Л.Н. Толстой. Бронза, 1891, Москва, ГТК

  

 О РЕПИНЕ>>>