О Репине

Репин: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив»

Цитаты Репина | Репин-преподаватель | Репин в АбрамцевоРепин и Гоголь | Трудолюбие или талант? | Репин и Толстой | Репин и Шаляпин

«И при гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения» (И. Репин)

О себе Репин часто скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Так было с тех пор как ребенком маленький Илюша увидел акварельные краски и рисовал ими до изнеможения, пока из носа не хлынула кровь. 

«Утром, сейчас же после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской», - вспоминал о нем Чуковский.

И.Е.Репин в мастерской в Пенатах, 1905 год

«В течение многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем и могу засвидетельствовать, что он замучивал себя работой до обморока, что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по десять-двенадцать раз, что во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, такое горькое неверие в свои силы, что он в один день уничтожал всю картину, создававшуюся в течение нескольких лет, и на следующий день снова принимался, по его выражению, «кочевряжить» ее».

Репин в своей мастерской, 1909 год

«И когда, бывало, ни войдешь в ту темную, тесную, низкую комнату, которая была расположенапод его мастерской, всегда слышишь топот его старческих ног: это значит, что после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст, потому что мазки были рассчитаны на далекого зрителя, и ему приходилось проверять их на большом расстоянии; значит, он ежедневно вышагивал перед каждой картиной по нескольку верст и только тогда отставал от нее, когда изнемогал до бесчувствия».

Над своими картинами Репин работал долгие годы. 12 лет не расставался он с «Запорожцами». За это время он несколько раз ездил на Украину для сбора материала, зарисовки персонажей. Больше 12 лет не сходил с мольберта «Арест пропагандиста». Известно несколько его вариантов, заметно отличающихся друг от друга. Но даже когда композиция и была найдена, Репин не заканчивал свое произведение, продолжая вынашивать образ революционера. Над картиной «Пушкин на берегу Невы» работал почти 30 лет, так и не закончив...

«А кругом были десятки холстов, и я знал, что если на каком-нибудь, скажем, восемь фигур, то в самом деле там их восемьдесят или восемь раз восемьдесят. А в «Черноморской вольнице», в «Чудотворной иконе», «В Пушкине на экзамене» он у меня на глазах переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить целый город» (К. Чуковский)

 И. Е. Репин. Автопортрет за работой. 1915 год


Когда к старости у Репина стала сохнуть правая рука, он сейчас же стал учиться писать левой. Когда не смог от старческой слабости держать в руках палитру, он повесил ее на шею при помощи особых ремней.

«Когда я посетил его в Финляндии в 1925 году, я отчетливо видел, что этот «полуразрушенный полужилец могилы» только и держится здесь, на земле, своей сверхчеловеческой работой, что он только ею и жив. А когда смерть вплотную подступила к нему, он написал мне письмо, где весело благодарил уходящую жизнь за то счастье работы, которым она баловала его до могилы». (К. Чуковский)

* * *

Беспримерные скромность и трудолюбие Репина была по душе Льву Толстому, который говорил ему с сочувственным смехом: «А вы все такой же малодаровитый труженик? Ха-ха! Художник без таланта? Ха! А мне это нравится, если вы действительно так думаете о себе».

ИСТОЧНИК:

К. Чуковский «Репин»
И. Репин «Далекое близкое»
С. Пророкова «Репин»

О РЕПИНЕ>>>