Детали

ЗАПОРОЖЦЫ

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
(1880-1891)
Холст, масло.
3,58 м х 2,03 м

Картина Ильи Репина «Запорожцы» – одно из самых знаменитых полотен XIX века. Это полотно Репина выбивается из общего ряда работ в жанре исторической живописи: здесь нет и тени внешне выраженного пафоса. Напротив, это больше похоже на рассказ о веселом и смешном событии, обсуждаемом товарищами, на запечатленный момент их полного единодушия и восторга. Такой необычный подход к истории ставит картину Репина в совершенно особый ряд жанрово-исторических полотен.

История создания картины

Мысль о написании картины, посвященной запорожцам, родилась у Репина под впечатлением от письма казаков турецкому султану, прочитанному в кругу друзей, собравшихся в июне 1878 года в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Текст этого письма запорожцев, переходивший из уст в уста, имел сотни вариантов, большинство которых невозможно было публиковать – слишком солеными словами они были напичканы. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах. Репин, знакомый с этим нетленным народным произведением с детства, вдруг, снова вспомнив о нем, загорелся идеей новой картины.

Художник всегда работал одновременно над несколькими полотнами. В то время он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, но уже в июне 1878 года сделал первый карандашный набросок «Запорожцев».

Для картины Репину тогда не хватало конкретных знаний о запорожцах. В изучении темы Репину очень помог Д. И. Яворницкий, знаток истории и быта казачества. Он передал художнику свою коллекцию оружия, фотографии и другие предметы, необходимые в работе. В процессе работы над картиной Репин несколько раз ездил на Украину, в Одессу, Екатеринославскую, Черниговскую губернии, – зарисовывал лица, детали казацкого быта. Он побывал во многих местах, где когда-то жили запорожские казаки, около месяца провел в имении В. В.Тарновского Качановке Черниговской губернии, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы: ружья и пушки, пики и пистолеты, утварь, запорожские костюмы.

Репин и казаки

Репин сам часто говорил, что для создания совершенного произведения ему надо влюбиться в модель. Лучшие свои произведения он создавал именно в этом состоянии. Так было и на этот раз. Погружаясь в детали истории и быта, Репин все сильнее влюбляется в запорожцев, и романтическая легенда постепенно обретает для него документальную основу. Репин был увлечен до такой степени, что не мог заниматься ничем другим. «Без отдыха живу с ними, нельзя расставаться, веселый народ <...> недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ!.. <...> Никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства!»

Дочь Репина Вера вспоминала: «Почти каждый день папа читал вслух о запорожцах по-малорусски <...> мы уже знали постепенно всех героев: атамана Сирко с седыми усами... Казака Голоту — „не боится ни огня, ни меча, ни болота“ <…> папа лепил фигурки запорожцев из серой глины». Сын Репина, Юра, по воспоминаниям сестры, ходил обритый, с одним чубом на голове, в малороссийской рубашке и шароварах.
 

Три варианта картины?

В целом Репин работал над темой «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» почти 12 лет. В процессе создания картины, кроме рисунков и эскизов, художник сделал несколько ее вариантов, главный из которых принадлежит Русскому музею.
Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. 26 июля 1878 г.». Затем, в 1879 году, он создал масляный эскиз картины, который подарил Дмитрию Яворницкому. Сейчас этот вариант хранится в Третьяковской галерее в Москве. Также, в процессе работы над основной версией «Запорожцев», в 1889 году, Репин одновременно начал работу над второй версией, которую, по его словам, постарался сделать более «исторически достоверной». Эту работу он так и не закончил. В 1933 году, уже после смерти художника, эта версия «Запорожцев» была передана из Третьяковской галереи в Харьковский исторический музей во время паритетного обмена между музеями Украины и России.

Персонажи картины

Модели, которыми пользовался Репин, не переносились в картину буквально. Художнику важны были для достоверности какие-то детали – жесты, позы, свойственные конкретным людям. Потом он менял их, как и лица, в соответствии со своим творческим замыслом. Один и тот же образ иногда писался с нескольких моделей. На запорожцев Репин смотрел, как на живых людей. Поэтому он пользовался в качестве моделей своими знакомыми, но наделял их такими чертами, которые могла создать только определенная социальная среда.

Каждый из персонажей картины Репина имеет свой прототип. Так, для первого варианта картины в роли писаря позировал историк Дмитрий Яворницкий, много помогавший художнику с разработкой темы. Яркий, жизнерадостный предводитель запорожцев, кошевой атаман Иван Сирко – киевский генерал-губернатор, выдающийся военный теоретик Михаил Драгомиров. Казак с перевязанной головой списан с одесского художника Николая Кузнецова. Это не кто иной, как гоголевский Остап, а рядом с ним – Андрей. Судья в золотистой сорочке – Василий Тарновский; молодой казак в круглой шапке – его сын. Полуголый запорожский вояка – педагог Константин Белоновский, приятель Репина и Яворницкого. Для смеющегося толстяка в белой папахе, который изображает Тараса Бульбу, моделью оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Реальный прототип есть даже у героя с обширной лысиной на переднем плане. Это предводитель дворянства Екатеринославской губернии Георгий Алексеев, почетный гражданин Екатеринослава, который поначалу наотрез отказался позировать. Однако Яворницкий, заманил его, страстного нумизмата, посмотреть свою коллекцию, пока Репин тайком быстро набросал портрет. Говорят, Георгий Петрович узнал себя уже на готовой картине и был очень обижен. Среди позировавших Репину современников также упоминаются популярный журналист Владимир Гиляровский, художник Иван Ционглинский, художник Порфирий Мартынович, солист Мариинского театра Федор Стравинский, Мясоедов, Мамин-Сибиряк

Последние штрихи

…«Запорожцев» Репин писал долго. Официальная подпись под работой сообщает об 11 годах, но все работы на самом деле заняли более 12 лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на длительный срок. «Работал над общей гармонией картины, говорил он в одном из писем. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях... Работаю иногда просто до упаду... Очень устаю». В другом письме: «...если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины... чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся великолепная фигура, все не удовлетворяло». И в этом весь Репин.

Но в итоге, когда картина была закончена, Репин написал: «…И теперь хотя бы 1 000 000 корреспондентов „Times“ разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо [ни] прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Впервые показанная на персональной выставке Репина в 1891 году, картина имела большой успех, а в 1892 году «Запорожцев» купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
К. Чуковский о создании «Запорожцев»


ИСТОЧНИК:

Евгения Петрова «Запорожцы» — история, из которой Илья Репин сделал «правду жизни», 2013

…Но вершина исторического творчества Репина – это его «Запорожцы, сочиняющие письмо к Султану». Это творение – единственное в своем роде по огромному благодушию, насыщенности цветом и жизнерадостью, правдоподобию вымысла. Каждая фигура живет индивидуальной, мощной, почти животной жизнью. Здесь – как у Рабле или Гоголя – юмор вырастает до героических размеров. (Из предисловия к альбому И.Е.Репина из серии «Солнца России», 1900-е гг.)